Принципы судей
Официальные судьи Международной Федерации КУДО, исключая отдельные случаи, требуют у лиц, сдающих экзамены, чтобы такое лицо являлось обладателем дана:
- Категория S – 4-дан;
- Категория A – 3-дан;
- Категория B – 1-дан;
- Категория C – 2-кю.
Для получения соответствующей квалификации существуют экзамены по теории и практике, также для поддержания квалификации необходимо принимать участие в судейских семинарах, курсах и участвовать в судействе на соревнования. Поэтому судьи обязываются к двум нижеследующим пунктам:
Правила КУДО
Категория в КУДО
Категория в КУДО складывается из суммы роста и веса спортсмена (индекс силы).
В детско-юношеских соревнованиях 12 категорий:
- до 160 единиц,
- до 170 единиц,
- до 180 единиц,
- до 190 единиц,
- до 200 единиц,
- до 210 единиц,
- до 220 единиц,
- до 230 единиц,
- до 240 единиц,
- до 250 единиц,
- до 260 единиц,
- свыше 260 единиц.
- до 160 единиц,
- до 170 единиц,
- до 180 единиц,
- до 190 единиц,
- до 200 единиц,
- до 210 единиц,
- до 220 единиц,
- до 230 единиц,
- до 240 единиц,
- до 250 единиц,
- до 260 единиц,
- свыше 260 единиц.
У взрослых 6 категорий:
- до 230 единиц,
- до 240 единиц,
- до 250 единиц,
- до 260 единиц,
- до 270 единиц,
- свыше 270 единиц.
Например: если вес спортсмена 75 кг., а рост 180 см. его индекс силы составляет 255 единиц, т.е категория до 260 единиц.
Примечание: спортсмены более легких категорий могут заявляться на участие в более тяжелых категориях.
- до 230 единиц,
- до 240 единиц,
- до 250 единиц,
- до 260 единиц,
- до 270 единиц,
- свыше 270 единиц.
Например: если вес спортсмена 75 кг., а рост 180 см. его индекс силы составляет 255 единиц, т.е категория до 260 единиц.
Примечание: спортсмены более легких категорий могут заявляться на участие в более тяжелых категориях.
Время поединков
- Основной поединок длится 3 минуты.
- Отдых в случае «Хакиваке» (решение о назначении дополнительного времени) – 30 секунд.
- Дополнительное время – 3 минуты. Дополнительное время может назначаться только 2 раза, после чего судьи обязаны вынести решение в пользу одного из спортсменов.
- Партер – 30 секунд, после сигнала главного судьи (сюсин), 2 раза
в 3-х минутном поединке.
- Цуками - 10 секунд, после сигнала сюсин. Количество раз не ограничено.
- Дзёгай (выход за площадку) – после команды «Матэ», если в течении
5 секунд поединок не возобновляется, принимается решение «Дзикан стоп». Сюсин останавливает время.
- Если после объявления спортсмена на татами он по какой-либо причине не явился, после 10 сек. Объявляется «Хансоку»-1, после 40 сек. – «Хансоку»-2, после 50 сек. – «Хансоку»-3, а 1 мин. – «Хансоку»-4 – дисквалификация.
- Если после команды сюсин – заправиться, завязать пояс спортсмен
не укладывается в 10 сек., ему дается предупреждение о нарушении -«Хансоку»-1.
Экипировка спортсмена
Спортсмен одевает доги и экипировку на голое тело, (без футболок, маек и т.д.) за исключением женских категорий.
- Доги. Доги допускаются белого и синего цветов. Рукава не должны быть короткими. Норма длины рукавов до локтя. Реклама на догах запрещена.
- Пояс должен соответствовать аттестации спортсмена.
- Маска. Разрешены к использованию маски фирмы «Супер-сейф» Японского производства. Маски фирмы «Токайдо» к соревнованиям не допускаются. Маска должна быть белого цвета. Чтобы во время поединка маска не слетала, необходимо завязывать сзади шнуром или поясом. Если во время поединка маска слетит из-за отсутствия сзади шнуровки, это будет расценено как нарушение и спортсмен получит «Хансоку»-1.
Примечание: На Чемпионате Мира, Всеяпонских Чемпионатах, Чемпионатах и Первенствах России принято обозначать спортсменов по цвету дог (белые и синие доги). В данном случае цвет маски значения не имеет.
- Бинты для фиксации кистей допускаются длиной 1,5 м.
- Капа
- Проекторы на пах (ракушка) обязательное использование.
- Щитки на голень разрешены к использованию только для юношей,а на локти защитные средства запрещены.
- Женщины- обязательно: Защита груди и паховый бандаж, защита голени по желанию
Запрещенные действия
- Удары в пах (исключение – в абсолютной категории, где разница составляет 20 единиц, разрешены удары в пах ногой или коленом. Разница 30 единиц - ногой, коленом, рукой, но удар можно наносить одиночный).
- Удары в затылок и по позвоночнику.
- Удары из стойки лежачего спортсмена.
- Удары в коленный сустав против анатомического изгиба.
- Захватывать за шлем-маску.
- Пассивное ведение боя. Нет действия 30 секунд и более.
- Удары в шею (кадык) ребром ладони, пальцами.
- Болевые и удушающие приемы в стойке.
- Проводить болевой или удушающий прием спортсмену, находящемуся в «нокдауне» (после оценки «Юко»).
- Проводить броски с падением на голову.
- Запрещено бросать противника от себя назад, когда тот находится на животе или стоит на четвереньках, взяв захват на его шее (со стороны головы противника). Также из этого положения запрещено крутить голову в стороны.
- Запрещена атака после команды судьи «Матэ!». При нарушении правил спортсмену дают «Хансоку-1», при втором нарушении – «Хансоку-2», а его оппоненту дают оценку «Кока», при третьем нарушении – «Хансоку-3» - его оппоненту – «Юко», при четвертом нарушении – «Хансоку-4» - его оппоненту – «Вазаари». Спортсмена, получившего «Хансоку-4» - дисквалифицируют с соревнований.
- Запрещено умышленно выходить за красную границу татами.
Оценки
Соревнования «Хокутоки» проходят по правилам контакт – нокдауна.
Оцениваются действия, приносящие потрясение соперника либо его падение. Очков нет, существуют оценки:
- «Кока»,
- «Кока-ни»,
- «Юко»,
- «Вазаари»,
- «Иппон».
«Кока»:
- Атака в уровень головы не приводит к нокдауну, однако голова сильно встряхивается, подгибаются ноги, нарушается стойка, спортсмен отступает назад.
-Атака в корпус (средний уровень) заставляет спортсмена согнуться в животе.
- Атака по ногам (нижний уровень) – спортсмен показывает боль, начинает волочить ногу.
- В случае амплитудного броска (с отрывом двух ног), когда спортсмен, проводящий прием, остается в стойке. К таким броскам не относится «Скрутка» и «Подсечка».
- «Кимэ» (добивание) после броска, подсечки. Обозначение «Кимэ» (рукой, локтем, ногой) в верхнюю часть туловища, последовательно более 2-х раз.
- «Кимэ» (добивание) из «Маунд-позиции» (сидя сверху), наносить последовательно 4-5 ударов в открытую незащищенную часть лица.
- В случае, когда противник получает «Хансоку-2».
Случаи, когда «Кока» не признается:
- «Кимэ» чрезмерно далеки.
- «Кимэ» в нижнюю часть туловища.
- Удары недостаточно сильны и резки.
- Спортсмен снизу защищается или отбиваясь наносит ответные удары.
«Юко»:
- Эффективная атака, в результате которой из-за полученного ущерба спортсмен упал или коснулся татами любой частью тела, кроме ступней ног, до 2-х секунд.
- Получив удар спортсмен потерял желание вести поединок (зашатался, подсел, опусти руки), стоячий нокдаун до 2-х секунд.
- После объявления оценки «Кока» идет непрерывная атака преимущественно в область головы в течении 2-х секунд (противник не наносит ответных ударов, слабо защищается).
- В случае, когда противник получает «Хансоку-3».
-
«Вазаари»:
- После атаки спортсмен не в состоянии вести поединок, находясь в состоянии нокдауна от 2-х до 4-х секунд, т.е. после объявления оценки «Юко» проходит 2 секунды.
- Непрерывная односторонняя атака 2 секунды после объявления оценки «Юко».
- В случае, когда противник получает оценку «Хансоку-4».
«Иппон»:
- После получения нокдауна спортсмен не в состоянии продолжать поединок 6 секунд.
- Односторонняя атака преимущественно в верхний уровень более 6 секунд.
- Болевой или удушающий прием.
- Отказ секунданта или спортсмена от продолжения боя.
Приоритеты техник при вынесении решения судьями
В случае, если нет очевидной разницы в оценках у обоих спортсменов, решение принимается в следующем порядке:
- Превосходство в ударной технике.
- Превосходство в бросках.
- Превосходство борьбы в партере.
Например:
- Один спортсмен демонстрирует ударную технику, наносит точные удары руками и ногами, а второй только борется. Победа будет отдана спортсмену с приоритетом в ударной технике.
- Оба спортсмена нанесли примерно одинаковое количество точных ударов преимущественно в уровень головы, но один при этом применял бросковую технику, а другой нет. Победа будет отдана первому, более универсальному спортсмену.
- Оба спортсмена равны, (одинаково бьют и бросают) но один активнее в партере, т.е. применяет попытки болевых, удушающих приемов, наносит удары и т.д., соответственно и предпочтение в этом поединке будет отдано ему.
- Также учитывается и время активности за поединок. Предпочтение отдается тому спортсмену, кто активен в течении всего времени поединка или во второй половине (концовка).
Жесты и сигналы боковых судей
1. Вытянуть руку с флажком красного цвета:
- под углом 45 градусов вниз – «Кока» красному,
- под углом 90 градусов – «Юко» красному,
- под углом 45 градусов вверх – «Вазаари» красному,
- Рука вверх – «Иппон» красному.
Время между объявлением следующей оценки (после нокдауна или неспособностью продолжить поединок) составляет 2 секунды.
Показывая оценку, судья сопровождает жест громким и четким свистом.
2. Помахивание флажком белого цвета круговыми движениями над головой, в сопровождении коротких свистков – нарушение правил бойцом с белой стороны.
3. Боковой судья показывает на боковую (штрафную) линию и производит короткие свистки – выход за линию татами «Дзегай».
4. Перекрестное помахивание двумя флажками на нижнем уровне «Торимасэн» (не оценивать).
5. Боковой судья скрестил флажки на уровне лица – действия не видел.
6. По окончанию поединка, по сигналу сюсин «Хантэй», боковой судья поднимает вверх флажок красного или белого цвета – победа спортсмена с красной или белой стороны.
7. Фукусюсин зафиксировал два скрещенных флажка на нижнем уровне «Хакиваке» (решение о дополнительном времени).
Примечание: «Хакиваке» может показывать только фукусин.
Термины
Татами – ковер для поединков, Хата – судейский флажок,
Хо – сторона, Катзоэру – считать,
Сюсин – главный судья татами, Фукусюсин – помощник главного
судьи на татами,
Фукусин – боковой судья, Сёмэн – фасадная сторона (стол
главного судьи),
Мокурэе – поклон при выходе на татами, Тюо – на середину,
Сёмэн ни рэй – поклон в сторону сёмэн, Сюсин ни рэй – поклон сюсину,
Тагаи ни рэй – поклон друг другу, Камаэте – боевая стойка,
Хадзимэ – начало поединка, Дзокко – продолжать поединок,
Матэ – приостановиться, Ямэ – конец поединка,
Таттэ – встать, Акусю – пожать руки,
Сагаттэ – разойтись, Хансоку – нарушение,
Сикаку – дисквалификация, Дзёгай – граница площадки,
Хантей – решение судей, Дзикан – время,
Цуками – ближний бой в захвате, Гураундо – борьба, бой в партере, Кока – оценка, Кока-ни – оценка,
Юко – оценка, Вазаари – оценка,
Иппон – оценка.